Домой / Android / Почему пицца столько стоит?

Почему пицца столько стоит?

Twitter

Google+

Разбираемся с тем, почему пицца с доставкой стоит именно столько, сколько зарабатывают пиццерии и почему не надо требовать, чтобы смартфоны продавались по себестоимости.

Предисловие

В повседневной жизни я стал все чаще сталкиваться с полным непониманием у людей того, откуда берется та или иная цена на тот или иной продукт.

Почему пицца столько стоит?

Вот, например, выходит новый iPhone, умельцы из интернета разбирают его по частям, а потом подсчитывают некую покомпонентную стоимость и заявляют, что вот столько на самом деле стоит все “железо” вкупе. Так как тема довольно горячая, эти подсчеты тут же разлетаются по тематическим ресурсам, а там уже к обсуждению присоединяется толпа кричащих о несправедливости капитализма, которая обвиняет Apple в жадности, требует розничных цен на уровне цен компонентов и так далее. Умные люди, естественно, знают, что стоимость компонентов – это лишь вершина айсберга, но мало кто даже из них до конца понимает, как строится то или иное ценообразование.

Почему пицца столько стоит?

Еще чаще я встречаю подобное хейтерство в сторону российских представительств китайских производителей смартфонов. Не задумываясь о разнице в налоговом законодательстве, вопросах логистики, локализации, сертификации, особенностях российских ритейлеров и многого другого, недалекие пользователи требуют цен на уровне китайской розницы, при этом не забывая уличить российских партнеров в меркантильности, жадности и полном неуважении к фанатам бренда.

Почему пицца столько стоит?

Других примеров тоже предостаточно, но еще более забавно то, что почти никто не обращает внимания на те вещи, которые действительно продаются с космической наценкой. Например, пакеты в супермаркетах: наценка продуктового ритейлера на обычных полиэтиленовый пакет (без учета наценки производителя), в которые вы складываете свои продукты, может составлять до 15 раз! Поверьте, такой процент чистой прибыли от розничной цены продукта не зарабатывает ни Apple с их iPhone, ни условный российский партнер Meizu или Xiaomi.

Почему пицца столько стоит?

Однако сегодня я хотел бы подробно коснуться ценообразования в области общественного питания, а именно доставки пиццы. Почему именно пиццы? Во-первых, я знаю, о чем говорю, так как удалось несколько лет поработать в управляющей компании сети пиццерий. Во-вторых, этот пример достаточно прост, чтобы его понял даже ребенок. И, в-третьих, здесь довольно легко провести аналогии с производством и продажей смартфонов, естественно, плюс-минус километр.

Давайте посмотрим, что из этого получится.

Итак, стоимость большой мясной пиццы с доставкой в Москве составляет, допустим, 800 рублей, возьмем эту цену за пример. Сюда включено довольно много переменных, о некоторых из которых вы можете не задумываться. Давайте обо всех из них по порядку.

Почему пицца столько стоит?

Food Cost

Термином Food Cost в сфере общественного питания называется себестоимость ингредиентов, из которых готовится блюдо. В зависимости от категории заведения эта цифра может варьироваться, но для сетевой пиццерии нормой считается FC в районе 30% от розничной цены, в нашем случае 240 рублей.

Если проводить аналогию со смартфоном, то Food Cost – это как раз и есть стоимость всех комплектующих.

Почему пицца столько стоит?

Значит ли это, что мы можем испечь подобную пиццу у себя дома и она обойдется в три раза дешевле? Отнюдь нет, потому что цены на ингредиенты практически всегда для вас будут дороже, так как вы не покупаете их по оптовому прайсу. Это же касается и компонентов для смартфона: шансы купить комплектующие по тем же ценам, по которым их закупает производитель, стремятся к нулю. И далеко не факт, что все из них вы сможете купить в свободной продаже.

Unit Cost

Этот термин обозначает себестоимость готового продукта в том виде, в котором он поступает в руки клиента. То есть к ингредиентам добавляются упаковка (в нашем случае коробка), салфетки, зубочистки, рекламные листовки и тому подобное. Себестоимость такого сборного продукта составляет в норме примерно 34% от розничной цены, то есть расходы компании на упаковку и кондименты составляют 4%, или 32 рубля.

Почему пицца столько стоит?

Для смартфона условный Unit Cost будет включать в себя сам аппарат, то есть себестоимость компонентов, а также себестоимость коробки, зарядного устройства, кабеля, наушников, сопутствующей документации и всего остального, что вы получаете в комплекте с девайсом.

Labour Cost

От самого продукта переходим к людям, которые его производят: за стоимость рабочей силы отвечает показатель Labour Cost. По сути, это зарплата поваров, администраторов и остальных сотрудников, участвующих в процессе приготовления, упаковки и отправки пиццы. Естественно, никто не считает LC для каждой приготовленной пиццы, итоги подводятся за период, минимальный из них – смена. Рассчитывается он простым делением заработанной всеми сотрудниками зарплаты за смену на сумму валовой выручки за нее же. В пересчете на одну пиццу можно сказать, что нормой считается LC в районе 15% от розничной цены, то есть 120 рублей.

Почему пицца столько стоит?

В мире смартфонов LC – это оплата труда рабочих, участвующих в сборке и упаковке аппарата, то есть тех самых сотрудников китайских заводов.

Delivery Cost

Этот показатель связан с себестоимостью логистики продукта до клиента: оплата труда курьеров, топливо, обслуживание собственного автопарка, если он есть. Если перекладывать эту себестоимость на одну пиццу, то уровень нормы также в районе 15%, или 120 рублей.

Почему пицца столько стоит?

Не знаю, насколько корректно будет проводить аналогию с производителями и дистрибьюторами смартфонов, но грубо можно связать DC со стоимостью логистики аппаратов с заводов на склады дистрибьюторов, а оттуда в розничные сети. Все это, естественно, включено в стоимость аппаратов.

Налоги

В крупных сетевых компаниях НДС включен в розничную цену пиццы, а это на сегодняшний день 18%. Небольшие компании, работающие по франшизе, обычно работают на упрощенной системе налогообложения, уплачивая в бюджет 7% от валовой выручки, соответственно, налоговая нагрузка с заказа составляет 7 или 18% – 56 или 144 рубля.

Почему пицца столько стоит?

Логично, что производители смартфонов, их дистрибьюторы и розничные сети тоже платят налоги, которые также включаются в стоимость продукции.

Прочие расходы филиала

Не беря в расчет глобальные расходы головного офиса, к прочим расходам конкретно взятой пиццерии можно отнести аренду помещения, сервисное обслуживание оборудования, расходы на связь, вывоз мусора, охрану, коммунальные платежи и многое другое. В идеальной ситуации все вышеназванное не должно превышать 10% процентов от валовой выручки, но в той компании, где я работал, эти расходы составляли в среднем около 16%, или 128 рублей в пересчете на одну пиццу.

Почему пицца столько стоит?

Здесь никаких аналогий со смартфонами проводить не буду, так как масштабы и структура остальных расходов вряд ли сопоставимы даже на очень грубом примере. К тому же значительную роль в цене смартфона играет R&D, где сравнение с пиццей тоже будет некорректно.

Резюме

Что мы получили в итоге?

  • Стоимость пиццы – 800 рублей
  • Себестоимость ингредиентов (Food Cost) – 240 рублей
  • Себестоимость упаковки и кондиментов (Unit Cost — Food Cost) – 32 рубля
  • Оплата труда сотрудников (Labour Cost) – 120 рублей
  • Расходы на доставку заказа клиенту (Delivery Cost) – 120 рублей
  • Налоги при УСН 6% (+1% при обороте от 300 т.р.) – 56 рублей.
  • Прочие расходы пиццерии – 128 рублей.

Условная чистая прибыль пиццерии после доставки одной пиццы составляет 104 рубля, то есть 13% от розничной цены.

Еще раз отмечу, что это довольно грубый усредненный подсчет, благодаря которому можно понять общий порядок цифр. Вряд ли собственника бизнеса, который забирает себе 13% от стоимости конечного продукта, можно назвать очень уж жадным. Более того, часть из этих средств необходимо реинвестировать в развитие и маркетинг, а в случае с сетевым бизнесом часть прибыли будет направлена на оплату труда сотрудников управляющей компании.

Все это в той или иной мере касается и производителей смартфонов, а также их дистрибьюторов. Вряд ли кто-то из них кладет себе в карман половину или даже треть от стоимости каждого проданного девайса, потому что прибыль на этом рынке также измеряется процентами, а не их десятками. Да и убытков тоже хватает.

Вот такие пироги, а точнее, пиццы.

Бонус от автора

Когда писал этот материал, коллега в шутку предложил вставить в конце хороший рецепт пиццы: вдруг, если кому-то текст не понравится, будет хоть какая-то польза. Сам я в рецептуре не силен, но с удовольствием поделюсь роликом с просторов YouTube, в конце которого как раз и рассказывается, как сделать отличную пиццу дома.

источник

Проверьте также

Гаджеты и глаза: советы по защите зрения

Twitter Google+ Ответы на основные вопросы, касающиеся зрения и электронных дисплеев, а также разоблачение некоторых ...

Добавить комментарий